Впервые мне не хотелось собирать чемодан, я не могла понять, что происходит и почему у меня такое состояние. Чтобы скидать нужные вещи требовалось буквально пятнадцать минут, но я постоянно находила для себя какие-то дела, которые отвлекали меня и упаковка багажа растянулась уже на несколько дней. Пустой чемодан стоял в углу и был похож на огромного бегемота, раскрывшего свою пасть в ожидании, когда же туда закинут что-нибудь вкусненькое.
В голове постоянно крутилась мысль: «Я не хочу ехать в Гавану». Почему то вспомнилось то состояние в аэропорту Гаваны, когда у меня была транзитная пересадка по дороге в Мексику. Помню, что подумала тогда: «Как хорошо, что мне даже не нужно выходить из здания аэропорта». И вот теперь мне все-таки придется выйти из аэропорта.
За несколько дней до путешествия стало реагировать даже тело, на руках появилась аллергическая сыпь, что на уровне психосоматики явно говорило о непринятии происходящей ситуации. Но других вариантов у меня не было: мексиканская виза заканчивалась и мне нужно было покинуть страну, чтобы можно было активировать новое электронное разрешение на въезд в Мексику. Гавана была самым ближайшим для меня безвизовым аэропортом, билеты были уже куплены и забронированы апартаменты в историческом центре Old Havana. Осталось сесть в самолет и четыре дня наслаждаться прогулками по улочкам Гаваны или по набережной Малекон.
Накануне я просмотрела множество сайтов с рассказами о Кубе и прочитала рекомендации путешественников. На экране компьютера красовались яркие фотографии с ретро машинами под голубым небом на фоне Капитолия, колоритные улочки старого города, бесконечные пляжи с белым песком и бирюзовой водой Карибского моря. Выглядело это все довольно привлекательно и я даже уговорила себя, что за четыре дня я могу получить массу новых впечатлений, новых фотографий и, кто знает, может быть это станет одним из самых запоминающийся путешествий. «Ну вот видишь, все будет хорошо», — я вдохновилась рассказами бывалых тревел-блогеров и принялась складывать нужные вещи.
День первый
Из самолета я вышла последней, торопиться было некуда, зная, о том, что багаж могут выдавать целый час, не спеша прошла таможенный контроль и направилась к транспортерной ленте с сумками и чемоданами. Ждать пришлось недолго, к моему удивлению, в этот раз я получила свой багаж довольно быстро, каких-то пятнадцать минут и вот передо мной распахнулись двери выхода в зал прилета.
Увидев молодого человека с табличкой в руках с моим именем, я выдохнула. Накануне с помощью моего американского друга мне удалось договориться о том, что меня здесь встретит его знакомый и отвезет по нужному адресу, конечно же не бесплатно, но стоить это будет немного дешевле, чем такси. Я не была уверена на сто процентов, что все выйдет так, как надо, поэтому увидев свое имя, я немного расслабилась, но как оказалось, рано было расслабляться. Все самое интересное только начиналось.
Поездка от аэропорта до центра заняла примерно сорок минут, по дороге проплывали унылые пейзажи пригорода или возможно, что это была какая-то часть самой Гаваны, но определенно ничего не привлекало моего внимания. По обеим сторонам от дороги располагались старые дома, какие у нас назвали бы экспериментальными или «ташкентскими», иногда попадались высотки внешне немного похожие на наши обычные девятиэтажки в спальных районах, на автобусных остановках стояли в очереди толпы людей под палящим солнцем, мимо проезжали старые машины, среди которых было очень много машин советского периода. Да, казалось, что ты попал примерно лет на 30-40 назад и время здесь замерло, но все же отличия были. Я как будто в неком трансе наблюдала за пролетающей мимо глаз картиной, а в голове мелькали кадры из каких-то советских фильмов с похожими картинками, мозг фиксировал схожие моменты и пытался все это разложить в голове по полочкам.
— Это центр! — услышала я голос Карлоса и как будто бы очнулась ото сна.
— Это центр?! — я как эхо повторила и уставилась в лобовое окно, не веря своим глазам. На меня смотрели какие-то полуразрушенные здания непонятного серо-синего цвета, по улицам неспешно передвигались сотни очень бедно одетых людей, мусор на тротуарах, шум от постоянных сигналов машин, запах выхлопных газов. Я испытала первый свой шок. Если это центр, то что же будет дальше?
— Да! Мы почти приехали! — продолжал громко говорить Карлос, перекрикивая шум улицы и проезжающих мимо машин.
— Ты уверен? Ты точно понял, куда меня везти? — окончательно выйдя из оцепенения, спросила я Карлоса.
— Да, я вчера получил фото с твоим адресом, это здесь рядом.
Я молча смотрела в окно, а внутри меня все кричало: «Боже мой! Как же это ужасно! Как же это все ужасно!» Но это были только цветочки…
— Это самый центр, здесь все рядом! Все достопримечательности, набережная, Капитолий! — Карлос то и дело крутил руль, сворачивая в узкие улочки с односторонним движением и вдруг совсем неожиданно для меня остановился.
— Ну все! Мы на месте!
— Может, ты все-таки ошибся? — Я не верила своим глазам, мои руки автоматически вцепились в сиденье, а я сама всем телом вжалась в кресло и у меня не было ни малейшего желания выходить из машины на улицу. На дорожных бордюрах сидели угрюмые афроамериканцы с усталыми пустыми глазами. Несколько мужчин латиносов, стоя в проемах дома напротив, с нескрываемым любопытством разглядывали меня, нагло и откровенно раздевая взглядом. Мне хотелось просто исчезнуть в этот момент, а Карлос тем временем уже достал мою сумку с чемоданом и открыл дверь машины с моей стороны.
Подъезд был зарешечен, впрочем, как и многие дверные и оконные проемы в Гаване, столько решеток сразу в одном месте я давно не видела. Я попросила Карлоса позвонить хозяйке и сказать, что мы приехали немного раньше, чем мы с ней договаривались. Я даже в самом страшном сне не могла представить себе, что мне придется стоять с вещами на этой улице и ждать, но к счастью нам сказали, что апартаменты почти готовы к приему гостей и мы можем подняться.
Нас встретила добродушная женщина лет сорока пяти, и сказала, чтобы я устраивалась пока в гостиной, а ей осталось совсем немного убраться в спальне.
— О! У тебя прекрасные апартаменты, для Гаваны это очень хорошо! — Карлос оценивающе оглянулся и одобрительно кивнул головой.
«Знал бы ты сколько я времени потратила, пересмотрев множество вариантов, чтобы отыскать здесь что-то приличное за адекватные деньги, а не просто койку для ночевки по космической цене», — подумала я, но промолчала, а вслух лишь произнесла: «Да, это отличное место! Мне тоже нравится».
— Ну все мне пора!
— А как же деньги? Мне нужно заплатить тебе, но мы не заехали в обменник!
— Заплатишь потом, мне же тебя еще обратно в аэропорт везти.
— Но где я могу поменять деньги? Мне в любом случае нужны местные деньги?
Карлос что-то спросил у хозяйки. Она эмоционально помахала руками, явно показывая маршрут.
— Через четыре блока отсюда есть CADECA, там ты можешь поменять деньги. Вот тебе мой номер, звони, если что, мне пора ехать!
Карлос встал с дивана и направился к выходу. Я отчаянно сдерживала слезы, мне хотелось, как маленькому ребенку вцепиться в него, повиснуть на его ногах и никуда не отпускать. Внутри меня все кричало: «Пожалуйста, не оставляй меня здесь одну!» Он чмокнул меня в щеку, как принято тут у них делать это при встрече и расставании, и закрыл за собой дверь.
Хозяйка напевая себе под нос, заканчивала свои дела, а я сидела, как мумия на диване с одной лишь мыслью, что мне надо как-то продержаться здесь всего лишь четыре дня.
— Ой! — прервала мои мысли Дикси. — А сегодня же воскресенье! Вы не сможете поменять деньги, сегодня ничего не работает, теперь только завтра часов в девять-десять утра. По воскресеньям вообще ничего не работает.
— Отлично! — подумала я. — Время три часа дня, я голодная, потому что в последний раз ела вчера, я не могу поменять деньги, у меня нет воды и еды… Все просто зашибись! — Тем временем Дикси закончила свои дела и собралась уходить.
— Да вы не переживайте! Наслаждайтесь, отдыхайте и расслабляйтесь! Это же Гавана!
— Да уж! Только и остается, что расслабиться и не переживать! — подумала я закрывая за ней сначала железную решетку, а за тем и внутреннюю дверь.
Я вспомнила, что утром перед выходом сунула в сумку маленькую пачку с шоколодными завтраками и половинку грейпфрута. Пошла достала мой единственный запас еды и перекусила тем, что было.
— Надо немного поспать, я слишком устала, чтобы сейчас думать о чем-то, — сегодняшней ночью я спала всего лишь час, завершая свои дела перед отлетом, ведь, как известно, на острове с интернетом очень туго и придется забыть о связи с миром на ближайшие четыре дня. — Потом я обязательно решу, что мне делать.
Я прошла в спальню, достала плед, и прямо в одежде легла на кровать, рассчитывая подремать часок-другой. Как только моя голова коснулась подушки, я моментально провалилась в глубокий сон.
День второй
Я не поверила своим глазам, когда взглянула на часы. Я проспала целых восемнадцать часов! Во мне включился анализирующий ситуацию внутренний психолог: «Вот так работает инстинкт «уснуть». Это невероятно! Организм отключился почти на сутки, чтобы пережить полученный стресс». Окончательно проснувшись, вслух я произнесла: «Спасибо, Господи! Осталось всего лишь три дня!»
Надо было срочно решать вопрос с деньгами, нестерпимо хотелось есть и пить. Я переоделась, открыла в телефоне приложение maps.me, чтобы проверить место, где я могла обменять деньги. Карта показала, что это находится совсем недалеко.
За сутки на улице ничего не изменилось, выйдя из подъезда, я увидела все те же угрюмые лица, нагло рассматривающие прохожих. Я быстрым шагом прошла до перекрестка и свернула на соседнюю улицу. Пройдя несколько блоков, я почувствовала, как возвращается вчерашнее состояние отчаяния и непринятия происходящего. Мне до сих пор было трудно поверить в то, что я видела: грязные тротуары, мусор и испражнения прямо тут же на улице, полуразрушенные и полностью разрушенные здания, до дыр съеденные ржавчиной машины-развалюхи, несмолкаемые крики разных зазывал и бесконечные пожирающие масляные похотливые взгляды. Забегая вперед, скажу, что каждый второй местный мачо откровенно предлагает себя в бойфренды, а каждый третий готов просто трахнуть тебя за ближайшим поворотом. Конечно же все с твоего согласия, никто нахально не пристает, хотя пару раз нагло привязывались, предлагая свои услуги.
Я сверилась с картой, на этом месте должна была быть CADECA — это что-то типа обменника на Кубе. К своему большому разочарованию я увидела лишь наглухо зарешеченные двери в полуразрушенном здании, никаких вывесок и опознавательных знаков, указывающих на обмен денег, я покружила по улицам разглядывая соседние здания, но никакого обменника здесь не было.
Солнце палило нещадно, во рту давно все пересохло, язык прилип к небу, голова кружилась то ли от голода, то ли от перегрева. Еще раз обойдя блок, я вышла на небольшую площадь с несколькими скамейками под большими деревьями. Я присела на свободную лавочку в тени, надо было немного передохнуть и найти другой адрес обменника. Он оказался не так далеко, карта показывала всего 600 метров от моего местоположения.
Прямо передо мной находилось здание школы, выкрашенное в бело-голубые тона, из дверей выбегали радостные дети, одетые в школьную форму. Первое, что бросилось в глаза — это пионерские галстуки. «Надо же! Они до сих пор их носят»,- я была искренне удивлена этому. Девчонки в очень коротеньких юбчонках о чем-то весело болтали и заигрывали с мальчишками. Постепенно все разбрелись, мне тоже нужно было двигаться дальше — идти искать обменник.
Я вышла на оживленную улицу под названием Обиспо, на которой были кафе и ресторанчики, немногочисленные магазинчики и какие-то местные организации, перед дверями которых стояли огромные очереди людей. В последствии очереди встречались довольно часто, например, в местных магазинах и рынках, когда что-то появлялось на пустых прилавках, в местах похожих на какие-то базы и склады, на автобусных остановках, просто на улицах люди собирались тоже в очереди, непонятно куда ведущие. Было довольно непривычно видеть людей в очередях в магазинах с пустыми прилавками. Позже заглянув в пару таких магазинов, возник вполне резонный вопрос: «Они тут вообще что едят?» Вспомнились наши девяностые годы, бесконечные очереди за продуктами по талонам. На глаза невольно накатывали слезы, трудно было сдерживать себя, отголоски советского прошлого давали о себе знать щемящей болью в груди. Я украдкой вытирала слезы и проходила мимо очередей.
-Нет! Ну не может такого быть! — на месте очередной CADECA я снова увидела полуразвалившееся здание и никаких намеков на обменник. Я стала разглядывать все близлежащие здания.
-Это просто какая-то ирония! Невероятно, у тебя есть деньги, но ты ни хрена не можешь купить, потому что ты не можешь обменять их! И что мне теперь тут сдохнуть от голода?! — я разговаривала сама с собой вслух, не замечая прохожих. В этот момент я почувствовала такую всепоглощающую беспомощность, что не могла больше сдерживаться. Прямо на улице я села на бордюр и расплакалась, не обращая ни на кого внимания.
Через какое-то время, немного успокоившись и взяв себя в руки, решила вернуться домой, ведь там есть кондиционер и прохладно, а на улице было очень жарко. Мозг лихорадочно искал пути выхода из сложившейся ситуации, надо было бы еще раз проверить карту.
-Боже мой, вся Гавана просто сгнила изнутри и снаружи! — по дороге домой я шла и разглядывала некогда прекрасные здания. Ни одно не повторялось в своей архитектуре и не было похоже на другое.
-Архитекторам нужно было бы поставить памятник, а всех тех, кто не сохранил и разрушил эту красоту, я бы… — мой поток мыслей сопровождался волной неизвестно откуда поднявшейся злости и агрессии, и все эти эмоции были настолько сильны, что хотелось просто прибить кого-нибудь на месте.
— Насколько ты была удивительна и восхитительна когда-то в своем изяществе, настолько ты ужасна сейчас, Old Havana! — Во многих строениях еще можно было увидеть былое великолепие Гаваны, но все это находилось в очень удручающем состоянии. Моя улица была всего лишь в двух блоках от Капитолия. Да, это был центр. Теперь уже немного ориентируясь на местности, я понимала, что это и есть исторический центр, с многочисленными туристами со всех уголков планеты. Но почему здесь все в таком запущенном состоянии?! Конечно, встречались и отреставрированные здания, но это казалось всего лишь каплей в море. На центральной улице рядом с Капитолем красовались большие гостиницы в колониальном стиле, со множеством деталей на фасадах: статуи, колонны, вензеля — всю эту красоту можно было разглядывать часами, но стоило завернуть за угол и на тебя обрушивалась нищета самых настоящих трущоб.
-Мне срочно нужна вода! — я зашла домой и налила в кружку воду из-под крана. Пить сырую воду однозначно было нельзя, видя состояние зданий, невольно представляешь и состояние коммуникаций. Выставив режим в микроволновке на максимум, я поставила кружку с водой в печку на десять минут.
Интуитивно я ожидала увидеть в кружке нечто подобное: какие-то белые крупные хлопья плотным слоем оседали на дне кружки. Я сделала несколько небольших глотков горячей воды и вылила остатки в раковину.
Снова хотелось залечь в кровать и никуда не выходить, чтобы не видеть ничего и никого не слышать.
-Оля, давай соберись в кучу, ты же сильная! Нужно что-то делать, надо найти где поменять деньги! Проверь карту еще раз, может ты ошиблась. — сверившись с маршрутом, я взяла рюкзак и со словами: «Ну что ж, дубль два!» — вышла на улицу.
Обойдя несколько раз по новому маршруту место, где должен был быть обменник, я так и не нашла его. На смену беспомощности пришла агрессия, есть уже не хотелось. Хотелось разнести к черту всю эту Гавану! Ругая себя за то, что не поменяла деньги в аэропорту, я ходила по улицам: вокруг туристы щелкали фотоаппаратами и телефонами, местные без умолку галдели, цепляясь к прохожим, солнце все так же пекло, а от запахов на улице начинало тошнить.
«Надо найти какой-нибудь большой отель и узнать там, где можно обменять деньги, наверняка на ресепшене подскажут. Да уж! И где же ты была с этой гениальной мыслью раньше?» — внутренний диалог не останавливался ни на минуту. Я вспомнила, что читала в блогах, что не везде в отелях меняют деньги, но можно попытаться.
На соседней улице был отель, я вспомнила, что недавно проходила мимо него. Обойдя блок, вышла на нужную улицу и оказалась перед входом в отель.
-Вы можете поменять мне деньги? — устало спросила я женщину за стойкой.
Она как-то странно оглянулась по сторонам, как-будто проверяя, что на нее никто не смотрит и очень тихо, опустив глаза, ответила: «Да, давайте деньги!»
Я быстро достала деньги и также заговорщески протянула ей купюры евро, она быстро убрала их со стойки, и через мгновение отсчитала мне куки.
-Алилуйя! — подумала я. — Но мне нужны еще песо!
-Я могу дать вам только куки! — она всем видом показала, что разговор окончен. Я забрала деньги, поблагодарила и вышла.
-Ну все! Теперь можно спокойно выдохнуть, — пересчитав деньги, я сразу поняла весь смысл ее странного поведения. На Кубе курс единый для всех обменников, неважно где ты меняешь деньги: в банке, в аэропорту, в CADECA или в отеле. Она просто заработала на мне, положила разницу себе в карман.
-Да ладно! Главное у меня теперь есть местные деньги!
Я вернулась на улочку, где продавали еду. В местных магазинах в плане продуктов ловить было нечего, можно было только насладиться видом пустых полок. Возле одного из прилавков собралась очередь, люди стояли за сахаром, продавец нагребал сахар большим совком из куля, расфасовывая по пакетам. В надежде найти воду в бутылках я обошла весь магазин, но все было тщетно.
Вспомнив, что недалеко от дома на соседней улице видела овощной рынок, пошла туда, чтобы купить овощей или фруктов. По дороге купила что-то похожее на плов, взяв с собой, решила поесть дома. Солнце уже пряталось за домами, приближался вечер, я чувствовала дикую усталость, хотелось поскорей вернуться домой, чтобы поесть и принять душ. Добравшись до рынка, купила папайю и ананас. Оставалось найти воду. За ближайшим поворотом в зарешеченном окошке наглухо закрытого подъезда я увидела воду. Я уже заметила пока сегодня плутала по улицам, что некоторые местные используют свои подъезды как небольшие торговые точки. Ассортимент у всех одинаковый: вода, местное пиво и лимонад, иногда какие-то овощи, сувениры.
Услышав цену на воду, я немного ошалела — 140 рублей за полтора литровую бутылку. Сразу вспомнила, как в Мексике несколько дней назад купила двадцати литровый бутыль с водой за 45 рублей.
-Да уж! — отсчитывая деньги, подумала я. — Куба продолжает удивлять!
Первым делом, зайдя домой, я выпила воды, разогрела купленный плов, но не смогла съесть и пары ложек — это было что-то несъедобное: «Ну как можно так испортить рис, что его невозможно есть!»
Оставалось только насладиться купленной папайей и ананасом.
Это был долгий для меня день, полный разных эмоций. Немного почитав, я рано пошла спать в надежде, что завтрашний день будет намного лучше, ведь вопрос денег теперь решен.
Улыбнулась, когда вспомнила, как еще днем думала, что если не найду где обменять деньги, то можно будет поэкспериментировать с праноедением. Хорошо, что я в любой ситуации всегда умею находить что-то положительное для себя и то, чему можно поучиться. За эти два дня я стала немного выносливее. Со словами благодарности, закрыла глаза и мгновенно провалилась в сон.
Автор Ольга Кирилюк