Недавно работали с клиенткой по вопросу страха принимать самостоятельные решения. В результате ушли в детство (впрочем как и всегда — ведь все проблемы у нас в основном берут свое начало именно там: комплексы, установки, страхи, блоки и тд). Так вот вышли на ситуацию, где мама сказала: «Ты делаешь все неправильно» в банальной ситуации, когда ребенок просто сидел за столом и ел, то есть проявленная инициатива ребенка самому взять ложку и кушать была оценена отрицательно и подвергнута критике авторитетной для ребенка личностью — мамой.
В более взрослом возрасте это получило подкрепление в виде физического наказания, то есть любое принятое ребенком решение или действие воспринималось как неправильно сделанное и закреплялось триггером — физическая боль из-за наказания. В итоге клиенткой был поставлен запрет на принятие решений и проявление любой активности, если она требует самостоятельности, чтобы не было мучительно больно и не быть наказанной из-за этого мамой. Замечу, что ключевые моменты происходили в кризисные периоды у ребенка, когда ему была необходима особая поддержка и принятие его таким какой он есть без суждения.
Ну и не прошенный совет родителям, которые еще в процессе воспитания своих любимых чад: давайте своим детям (и не только) принимать решения, даже если они вам кажутся неправильными, они ведь тоже имеют право на свою ошибку, как и вы, не так ли? Всегда ли вы сами принимали верные решения? Также ваши дети имеют право получать свой собственный опыт, даже если он будет не очень успешным.
Если вы видите, что действия реально могут привести к нежелательному результату и печальным последствиям в виде угрозы жизни, сядьте и спокойно покажите и расскажите ему о возможных неприятностях и об его ответственности за это, чтобы ребенок мог осознать альтернативы, увидеть перспективы и последствия своего решения. Ведь он реально еще многого не знает в жизни и в его голове даже нет представления о том, что на самом деле может произойти, он просто не догадывается из-за отсутствия своего опыта.
Например, вы можете сказать ему: » Ты думаешь, что может произойти то-то, верно? А не думал ли ты, что все может пойти совсем по-другому и случится то-то?» Скорей всего ваш ребенок не думал о плохих вариантах развития, но если вы просто накричите и запретите, у него не пропадет желание экспериментировать, может наоборот включиться протест и желание сделать наперекор вам. Поэтому лучше показывать ему разные варианты, чтобы у него был сознательный выбор перед принятием решения.
К этому можно приучать малышей уже с трех лет, когда как раз начинается кризис «Я сам» и многие родители начинают сильно нарушать личные границы ребенка, про подростковый возраст вообще промолчу, когда дети начинают пробовать себя во всем и везде. Если хотите воспитать в ребенке ответственность, то начинать надо с раннего детства, а не в четырнадцать лет, когда он получает паспорт. Скорее всего будет уже слишком поздно.
Автор: Ольга Кирилюк
Иногда необходимость остановить свой выбор на единственном варианте ставит в тупик даже самых находчивых из нас. Обескураживает, как правило, широта возможностей. Но причины такой растерянности не в том, что мы не умеем выбирать. Наоборот, нередко мы знаем, какое решение, например, принесет прибыль нашей компании или нам лично, а какое — нет.