Замечали, что маленькие дети гораздо лучше умеют слушать, чем взрослые. Большинство людей находятся вне зоны слушания, потому что заняты своими бесконечными мыслями: они вроде бы слушают собеседника, но на самом деле не всегда слышат его. В то время как дети еще не утратили чувство соучастия: они смотрят в глаза, задают уточняющие вопросы, сочувствуют и сопереживают при необходимости. Слушать и слышать — необходимый навык для успешной коммуникации в любых отношениях: родители-дети, мужчина-женщина, начальник-подчиненный и т.д .
Чтобы воспринимать то, что говорят другие, можно потренироваться в активном слушании. Активное слушание — это когда вы улавливаете глубинные ощущения человека и потом их отражаете ему. Так вы даете понять другому человеку, что вы его слышите, а значит воспринимаете его проблему, то есть он вам не безразличен. Активное слушание — это пример волнового совпадения, вы в такие моменты резонируете с собеседником и он чувствует это, а значит информация передается легко.
Простая инструкция для тренировки активного слушания:
— Находится в настоящем моменте с тем, кто говорит, и не выносить никаких суждений по поводу услышанного.
— Сконцентрироваться на нем, а не на себе, действительно слушать.
— Расслабьтесь, старайтесь не думать о том, что бы вы хотели сказать.
— Слушайте, не осуждая говорящего. Вы должны концентрироваться на понимании проблемы, а не на ее решении.
— Выражайте свое мнение об ощущениях говорящего и продолжайте делать это, пока он не подтвердит, что вы действительно все понимаете.
— Поддерживайте зрительный контакт.
— Кивайте, подтверждая высказывания говорящего.
— Воспроизводите язык жестов говорящего.
— Периодически подключайте речь, вставляя короткие фразы типа: «Да. Я тебя понимаю. Что еще об этом? Хочешь что-то добавить к сказанному? Как ты себя чувствуешь?» Используйте слова, которые будут способствовать желанию идти глубже и рассказать чуть больше.
Следующий пример поможет вам в тренировке активного слушания. Выберите те ответы, которые указывают на то, что вы не только послушали, но и услышали говорящего:
Допустим вашего собеседника беспокоит боль в теле. Он говорит вам: «В последние пару недель у меня постоянно что-то болит. Мне кажется, что я болен чем-то серьезным». Ваши варианты ответов:
1. Скорее всего, ничего серьезного, не бери в голову.
2. Сходи в больницу, пройди обследование, вдруг это рак.
3. Я чувствую, что ты очень беспокоишься по поводу этих болей.
4. Поехали на шашлыки в пятницу, тебе надо отвлечься, это наверное просто стресс.
5. Я могу тебе помочь? Слышу, что это важно для тебя.
Как бы вы ответили?
Об активном слушании говорят третий и пятый ответы.
Некоторые люди предпочитают быть в режиме «проблема-решение», то есть давать советы, когда их еще не попросили. Другие наоборот торопятся и пытаются соскочить с темы, не желая вовлекаться в чужую проблему. Есть категория людей, которая любит просто нагнать жути, начиная рассказывать чужие или свои истории, усиливая страхи и тревожность говорящего, тем самым усугубляя состояние собеседника и переводя внимание на себя или кого-то другого.
Если вы реально хотите помочь, вам надо получить как можно больше конкретной информации для решения проблемы. Услышать, что от вас хотят. И только после взаимного обсуждения при желании собеседника предлагать шаги к действию.
Автор Ольга Кирилюк